Едва ли найдется среди музыкантов Дальнего Востока фигура более значимая, масштабная, чем Виктор Зигфридович Тиц. 28 лет возглавлял он музыкальный коллектив, известный далеко за пределами Дальневосточного федерального округа, – Дальневосточный академический симфонический оркестр. Он внёс неоценимый вклад в музыкальную культуру России, сделал Хабаровск музыкальной столицей региона, где свято почитают традиции русского исполнительского искусства.

Родился Виктор Зигфридович Тиц 8 июня 1938 г. в Москве. Отец его Зигфрид Леонардович заведовал кафедрой «Детали машин» в Московском энергетическом институте. Мать Доротея Федоровна вела домашнее хозяйство и воспитывала сына. Семья была музыкальной. Первый музыкальный опыт В. З. Тиц приобрел именно в семье. Отец играл на скрипке, мать – на фортепьяно. Домашнее музицирование, как это принято в немецких семьях, было неотъемлемой частью их жизни. Отец обожал Крейслера и Сарасате – музыку романтическую, чувственную, пенящуюся как шампанское. Мама предпочитала Шопена. На Рождество дом наполнялся инструментальной музыкой и рождественскими песнями.

В предвоенные и военные годы многие немецкие семьи были высланы из Москвы. Семью В. З. Тица эта участь постигла в 1945 г. Она оказалась в г. Иваново без права проживания в Москве. «Это была большая удача, что нас сослали в Иваново. У нас было жилье, я учился в музыкальной школе, – вспоминал В. З. Тиц. – А многих немцев отправили в Казахстан, где высаживали с поезда посреди голой степи и оставляли на выживание. Там погибло много моих родственников». Усердием мальчик не отличался. Его страстью был футбол. В шестом классе у В. Тица появилось желание бросить музыкальную школу, но, благодаря настойчивости родителей, он ее окончил и поступил в музыкальное училище г. Иваново сразу на два отделения – фортепианное и теоретическое. К учебе юноша особого рвения не проявлял. Абсолютный слух, позволявший без труда успевать по сольфеджио и гармонии, быстро запоминать текст разучиваемых музыкальных произведений позволяли успешно справляться со всеми заданиями.

В 1955 г. семье было разрешено вернуться в Москву. В музыкальном училище при консерватории уровень знаний юноши, окончившего третий курс, оценили не высоко – слишком большая разница в уровне преподавания, – и предложили начать обучение с первого курса, что сильно ударило по самолюбию юноши, но пришлось согласиться. Его учителями были известные в то время в стране музыканты и педагоги: теоретик музыки В. В. Хвостенко, авторы учебников по сольфеджио Д. А. Блюм, по гармонии – С. С. Григорьев. В училище В. З. Тиц попал в «ежовые рукавицы» В. В. Хвостенко. На его уроках юноша узнал, что такое учиться по-настоящему. У В. В. Хвостенко были свои методы обучения: он давал ученикам задания, требующие сверхъестественных усилий, и беспощадно оценивал результат по своеобразной шкале оценок – от 0 до 4, используя для уточнения плюсы и минусы. Ученик мог получить за свой труд 1+ или 2–. Тройка для многих его учеников была недостижимой мечтой. Уроки В. В. Хвостенко В. З. Тиц вспоминает с благодарностью. «Он заставил работать голову», – признавался он.

Окончив училище (1958), В. З. Тиц поступил в Московскую консерваторию на теоретическое отделение. И вновь среди его учителей – корифеи отечественного музыкознания: Р. И. Груббер (история музыки), Л. А. Мазель и В. А. Цуккерман (анализ музыкальных произведений), В. В. Протопопов – автор учебника по полифонии.

С шестилетнего возраста возникло у В. З. Тица желание дирижировать оркестром, не исчезло оно и к годам учебы в консерватории. Но дирижерского факультета в консерватории в те годы не было, и осуществить мечту было непросто. В. Тиц воспользовался единственной представившейся возможностью – стал посещать факультативные занятия по дирижированию Лео Гинзбурга – «отца» многих российских дирижеров. Консерваторию В. Тиц окончил как теоретик, защитив на «отлично» дипломную работу на тему «Полифония в опере Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Продолжил обучение, поступив в аспирантуру Московской консерватории по специализации «Оперно-симфоническое дирижирование». Он мечтал стать учеником прославленного дирижера Большого театра Б. Хайкина и написал заявление о намерении попасть к нему в класс, но попал к Лео Гинзбургу. У него В. Тиц прошел хорошую дирижерскую школу, научился, по собственному признанию, с уважением относиться к партитуре и оркестровым партиям, в которых необходимо было проставить все обозначения – штрихи, нюансы, что в дальнейшем позволяло значительно сэкономить время в работе над произведением. Обучаясь в аспирантуре, В. Тиц одновременно работал: вначале в музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова, где преподавал теорию музыки, затем – в драматическом театре им. Е. Вахтангова дирижером. В подмосковных Люберцах руководил любительским симфоническим оркестром, который при нём стал лауреатом конкурса самодеятельных оркестров.

Годы учебы в Москве много дали молодому музыканту. Это был период небывалого расцвета музыкальной культуры страны. Лучшие симфонические оркестры мира были частыми гостями столицы: Филадельфийский, Бостонский, Чешский, Венский и др. Чтобы услышать выдающегося итальянского дирижера Карло Цекки, студенты часами мерзли под лестницей Большого зала консерватории. В их числе был и Виктор Тиц. Ему посчастливилось увидеть и услышать великих дирижеров XX века – Леонарда Бернстайна, Игоря Стравинского, Герберта фон Караяна. Последний произвел большое впечатление на В. Тица скупой манерой дирижирования, мощным волевым импульсом.

В аспирантуре состоялся дебют В. Тица как дирижера. В оперной студии Московской консерватории он полностью подготовил и поставил оперы: «Севильский цирюльник» Россини, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Евгений Онегин» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Завершил обучение в аспирантуре исполнением программы в Большом зале Московской консерватории – «Симфонические танцы» Рахманинова и концерт № 1 для фортепиано с оркестром С. Прокофьева (солист А. Любимов).

Выпускнику-аспиранту предложили на выбор три города Советского Союза, куда он мог поехать по распределению – Донецк, Днепропетровск и Хабаровск. В. Тиц выбрал город на Амуре. Так начался первый одиннадцатилетний хабаровский период в его творческой жизни в качестве руководителя и главного дирижера Дальневосточного симфонического оркестра (1967–1978). «Я приехал в Хабаровск, имея в моем «багаже» 15 симфоний и 4 оперы, но этого оказалось мало. Я был совершенно не готов к профессии руководителя, которую надо было постигать на ходу, осваивая административные навыки и тонкости человеческих взаимоотношений», – вспоминал Виктор Тиц.

Уже через две недели оркестр с новым дирижером отправился на двухмесячные гастроли по городам Сибири и Дальнего Востока. Гастроли в «глубинке» на разных площадках перед многообразной аудиторией требовали репертуара, включающего в себя, главным образом, популярную классическую музыку, которой в «портфеле» молодого дирижера не было. Ее пришлось осваивать на гастролях между концертами. За три года В. Тиц объездил с оркестром весь Дальний Восток, включая Чукотку, Курилы, остров Путятина, БАМ. Оркестр давал 110 концертов в год – таков был государственный план. Чтобы его выполнить, приходилось играть в клубах, школах, заводских цехах, институтах, где невозможно было продемонстрировать высокое качество исполнения. За 11 лет пребывания в Хабаровске дирижер познал муки гастрольной жизни российских музыкантов. Он обогатился опытом не только как музыкант, но и как администратор, отвечающий за судьбы оркестрантов, их быт, финансовое положение и отдых.

Профессиональному росту В. Тица способствовало общение с корифеями музыкального искусства, которые были частыми гостями в Хабаровске: дирижеры – К. Элиасберг, Р. Матсов, Ю. Николаевский; пианисты – Л. Власенко, С. Доренский, А. Наседкин, И. Жуков; скрипачи – Э. Грач, О. Крыса, И. Бочкова; певица М. Васильева – замечательная исполнительница монооперы Пуленка «Человеческий голос».

В 1978 г. Виктор Зигфридович покинул оркестр по причинам нетворческого характера. «Я как администратор упустил появление критической ситуации в коллективе. Возник конфликт между мной и некоторыми музыкантами оркестра. Я не нашел поддержки у администрации филармонии, которая проявила полное равнодушие к сложившейся обстановке. Написал заявление и уехал по приглашению в Омск, где меня ждала прекрасная квартира в центре города», – вспоминал маэстро.

Оркестр Омской филармонии был в хорошем состоянии. Струнный и духовой составы отличались высоким исполнительским уровнем. Весной и летом оркестр отправлялся на гастроли вниз по Иртышу на трехпалубном пароходе. Концерты нередко проходили в живописных местах – на опушке леса, где все было для этого прекрасно подготовлено. Покровителем оркестра был композитор Родион Щедрин – депутат от Омска в Верховном Совете СССР, время от времени посещавший город с авторскими концертами. В Омске В. Тицу вместе с художественным руководителем филармонии удалось осуществить грандиозный проект – отреставрировать Русский собор (архитектор Стасов) и установить в нем орган чешской фирмы с 47 регистрами. Наличие органа сделало культурную жизнь города более яркой, открыло большие возможности для исполнения программ с участием хора, оркестра и органа, что создавало дополнительный творческий стимул для музыкантов. Омский оркестр часто выезжал на гастроли по городам Центральной России, Украины, Крыма, Кавказа, Прибалтики, Урала и Сибири.

В 1981 г. В. Тиц получил звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». А в 1984 г. на конкурсе оркестров России Омский симфонический оркестр занял 1 место, исполнив 5-ю симфонию А. Мурова, скрипичный концерт А. Петрова и «Дон Кихота» Рихарда Штрауса. В 1986 г. Камерный оркестр Омской филармонии под руководством В. Тица был приглашен в Париж на форум коммунистических газет мира; они должны были представлять газету «Правду». Концерт оркестра прошел в Советском павильоне, где не было ни светового, ни звукового оборудования. Оркестр практически играл в темноте. После концерта представители французской стороны предложили дирижеру выступить на основной концертной эстраде с хорошим освещением, с необходимым количеством микрофонов. Выступление оркестра произвело сильное впечатление на видавшую виды французскую публику, и осталось в памяти маэстро как яркий миг его жизни. Одно было досадно – Парижа он так и не увидел. Опасаясь террористических актов, сотрудники КГБ «оградили» музыкантов от города и его жителей.

В 1987 г. В. Тиц уехал из Омска в Москву, где два года работал в Росконцерте в качестве дирижера-гастролера. «Трудно сказать, где я не выступал. Был в Средней Азии, на Кавказе, Прибалтике, Украине, Центральной России» – вспоминал дирижер. Неожиданно он получил предложение занять место главного дирижера в Хабаровске. Не просто было музыканту «вернуться на пепелище». Дальневосточный оркестр в 1989 г. переживал тяжелый период: был разукомплектован, музыкантов угнетали тяжелый моральный климат, отсутствие перспектив роста. Предложение занять место главного дирижера в таком оркестре вряд ли можно назвать заманчивым. Но В. З. Тиц принял предложение и возвратился в Хабаровск. Главная причина этого поступка – окрыленность оркестра от встречи с дирижером, страстное желание коллектива вернуться к нормальной творческой жизни. И еще один побудительный мотив, весьма существенный для музыканта – дальневосточная природа, очаровавшая В. Тица и его жену еще в первый приезд, ставшая источником сильных впечатлений и переживаний, без которых тускнеет душа художника.

Первый симфонический сезон «второго хабаровского периода» В. Тица показал, что оркестр выздоравливает, что в его венах вновь начинает пульсировать горячая кровь. В концертный зал вернулся серьезный слушатель, привлеченный интересными, разнообразными программами, культурой исполнения, самоотдачей дирижера. В 1991 г. В. Тиц совершил дерзкий поступок – ушел с оркестром из под власти Хабаровской краевой филармонии, стремясь воспользоваться возможностями, которые сулила наступившая рыночная эпоха. Оркестр стал самостоятельным творческим коллективом, финансируемым напрямую администрацией Хабаровского края. К этому поступку В. Тица побудили жажда свободы и независимости в осуществлении художественной политики, желание сбросить «кандалы» потогонной филармонической системы, принуждающей давать количество концертов (110 в год!), выходящее за пределы здравого смысла; возможность самому формировать коллектив оркестра. Немало трудностей пришлось преодолеть дирижеру, обретая свободу и самостоятельность, но он никогда не жалел о содеянном и добился того, чего хотел.

При В. Тице оркестр обрел лучшие качества, что вызывают удивление и восхищение многих музыкантов, приезжающих в Хабаровск на гастроли: гибкость, пластичность, широту дыхания, масштаб звучания, стилистический универсализм, позволяющий оркестру быть «на высоте» в исполнении старинной и современной музыки, музыки венских классиков, романтиков, импрессионистов. Музыковеды много раз отмечали дар музыканта формировать программы концертов, осуществлять их режиссуру – внешнюю и внутреннюю, с выявлением глубинных драматургических пластов музыкального произведения. Этот режиссерский дар дирижера захватывает аудиторию увлекательным развертыванием музыкального действия и в академической атмосфере концертного зала, и в павильоне городского парка.

Очень тонко, тактично он работал с юными музыкантами, воспитанниками детских музыкальных школ, претендующими на выступление с оркестром. Он не просто прослушивал их игру, а долго возился с ребятами, добиваясь нужных штрихов, темпов, соотношения звучания соло и аккомпанемента, и лишь затем допускал их на репетиции с оркестром. Благодаря В. З. Тицу юные дарования – «Новые имена» регионов Сибири и Дальнего Востока имели возможность ежегодно выступать с Дальневосточным симфоническим оркестром. В. З. Тиц дал путевку в жизнь юным дарованиям, многим талантливым молодым музыкантам, первые концерты с оркестром которых состоялись на сцене хабаровского Концертного зала: лауреатам российских и международных конкурсов Юлии Пахомовой, Александру Кузнецову, Даше Кученовой, пианисту Арсению Аристову и др.

Заботясь о воспитании музыкантов-профессионалов, трезво оценивая политическую и экономическую ситуацию в стране, понимая, что Дальний Восток вряд ли будет пополняться кадрами с Запада, и Хабаровск, как культурный центр региона, должен рассчитывать в основном на местные силы, В. З. Тиц создал на базе Хабаровского института искусств и культуры и более десяти лет возглавлял кафедру «Инструментальное исполнительство». Подготовку здесь прошли не только российские музыканты (струнники и духовики), пополняющие оркестр, но и студенты, и аспиранты из стран АТР.

За короткий срок после своего возвращения В. З. Тиц сумел возродить профессиональный коллектив, которому подвластны все музыкальные жанры от симфоний и старинной музыки до детских опер. Творческие достижения оркестра известны не только в Дальневосточном регионе России, но и далеко за его пределами, в странах Тихоокеанского региона – США, Корее, Японии, Китае, куда неоднократно приглашался знаменитый коллектив. Выступать с оркестром, руководимым В. З. Тицем, считали за честь многие профессиональные музыканты и вокалисты.

Талантливый дирижер, обладающий редким музыкальным даром, безукоризненным вкусом, высокой требовательностью к качеству музыки и ее исполнению, человек исключительной скромности и порядочности, высокой культуры, подлинный интеллигент В. З. Тиц пользовался огромным уважением среди музыкантов и жителей Хабаровского края и других регионов, где проходили гастроли оркестра. За большой вклад в развитие культуры и искусства, активную общественную деятельность в 2002 г. Указом Президента РФ № 1149 от 10 октября 2002 г. ему было присвоено почетное звание «Народный артист Российской Федерации», одновременно с этим хабаровчане назвали его «Почетным гражданином города Хабаровска». У него впереди были большие планы, которые ему не удалось осуществить. 10 марта 2006 г. В. З. Тиц умер в г. Хабаровске. Похоронен на родине, в г. Москве. Самоотверженная преданность музыке, огромный талант, высочайшее мастерство навсегда вписали его имя в историю российского музыкального искусства. А оркестр, которому он служил, продолжает покорять слушателей прекрасной игрой, сохраняя память о своём маэстро. В 2009 г. в г. Хабаровске состоялось открытие мемориальной доски народному артисту России В. З. Тицу.